ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ ИГРЫ
Тот, кто в раннем детстве имел возможность пережить интенсивную связь с близким человеком, тому открыт путь, — как показывает исследование межчеловеческих отношений, — вырасти в последующей жизни в действительно свободную, самоопределившуюся личность. Это справедливо и для педагогического построения окружения ребенка. Если оно упорядочено, надежно, ритмично структурировано, душевно укреплено и духовно аутентично, тогда это дает ребенку опору. В такой опоре ребенок нуждается, чтобы свободно раскрыться в совсем другой области, а именно, в игре. Здесь он принадлежит самому себе, не подчиняясь никакому внешнему порядку, никакой заданной, цели, никакому указанию, а следуя лишь собственному побуждению. В игре ребенок един с самим собой, черпая содержание и мотивы игры из самого себя. Поэтому свободной игре не нужны никакие побуждения, по меньшей мере, никакие введения. В начале жизни ребенок познает свое тело играя, воспитывая координацию глаз и рук и моторику. Как только он научается целенаправленно хватать, он с полной отдачей занимается предметами, предстающими перед ним в его окружении. Он дотрагивается до предметов, вертит, поворачивает их, испытывает их всеми чувствами восприятия, пока не обращается к новому объекту. Когда ребенок уже может свободно перемещаться в пространстве, когда он пронаблюдал множество повседневных видов деятельности взрослых, его игра принимает иной, полный фантазии оборот: ребенок знает, как из самого невзрачного предмета сделать игрушку, по собственному усмотрению давая объекту «значение», которое в следующее мгновение может быть изменено. Кусок дерева, например, становится утюгом, потом трубой, пианино и т.д. Это такой возраст, когда взрослые охотно дарят ребенку подарки-игрушки. Если игрушка является до последней детали точной копией предметов обихода, то спонтанность и фантазия ребенка сужается. Зафиксированная в своей единственной цели применения игрушка-инструмент очень быстро надоедает ребенку. Намного больше приспособлены к игре предметы, которые свободны от функций предназначения. Природные материалы, такие как сосновые шишки, каштаны, камни, корни, куски веток, маленькие и большие обрезки дерева, а также платки, ведра, посуда, чистый картон, доски и многие другие дают возможность ребенку раскрыть чуть ли не весь свой творческий потенциал. Ребенок при этом придает предмету определенное значение, в чем и заключается цель игры. Возникающая здесь внутренняя активность дает вырасти в ребенке способности представления, которая необходима ему в позднейшие годы как основа школьного обучения. Как бы между прочим в душе ребенка в свободной игре запечатлевается также и познание мира. Он в буквальном смысле слова «схватывает» закономерные связи природы, когда, к примеру, из неоформленного природного материала выстраивает башню. Тут постигается весь набор законов механики. При этом процесс полностью остается на уровне деятельности, и мы имеем возможность наблюдать, как ребенок (если ему позволяют) осуществляет свое «самообучение»: не через мыслительное созерцание и рефлексию, а через деятельное связывание с миром. И хотя это не имеет ничего общего с естественнонаучными исследованиями, такое интенсивнейшее восприятие явлений является лучшим условием для позднейших естественнонаучных исследований.
Авторы: Райнер Патцлафф Вольфганг Засмансхаузен
|