ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ ИГРЫ

 

  Тот, кто в раннем детстве имел возможность пережить интенсивную связь с близким человеком, тому открыт путь, — как показывает исследование межчеловеческих от­ношений, — вырасти в последующей жизни в действитель­но свободную, самоопределившуюся личность.

  Это справедливо и для педагогического построения ок­ружения ребенка. Если оно упорядочено, надежно, ритмич­но структурировано, душевно укреплено и духовно аутен­тично, тогда это дает ребенку опору. В такой опоре ребенок нуждается, чтобы свободно раскрыться в совсем другой об­ласти, а именно, в игре. Здесь он принадлежит самому се­бе, не подчиняясь никакому внешнему порядку, никакой заданной, цели, никакому указанию, а следуя лишь собственному побуждению. В игре ребенок един с самим собой, черпая содержание и мотивы игры из самого себя. Поэтому свободной игре не нужны никакие побуждения, по мень­шей мере, никакие введения.

  В начале жизни ребенок познает свое тело играя, воспи­тывая координацию глаз и рук и моторику. Как только он научается целенаправленно хватать, он с полной отдачей занимается предметами, предстающими перед ним в его ок­ружении. Он дотрагивается до предметов, вертит, поворачи­вает их, испытывает их всеми чувствами восприятия, пока не обращается к новому объекту. Когда ребенок уже может свободно перемещаться в пространстве, когда он пронаблю­дал множество повседневных видов деятельности взрослых, его игра принимает иной, полный фантазии оборот: ребенок знает, как из самого невзрачного предмета сделать игруш­ку, по собственному усмотрению давая объекту «значение», которое в следующее мгновение может быть изменено. Ку­сок дерева, например, становится утюгом, потом трубой, пианино и т.д.

  Это такой возраст, когда взрослые охотно дарят ребен­ку подарки-игрушки. Если игрушка является до последней детали точной копией предметов обихода, то спонтанность и фантазия ребенка сужается. Зафиксированная в своей единственной цели применения игрушка-инструмент очень быстро надоедает ребенку. Намного больше приспособлены к игре предметы, которые свободны от функций предназна­чения.  Природные материалы,   такие  как  сосновые шишки, каштаны, камни, корни, куски веток, маленькие и боль­шие обрезки дерева, а также платки, ведра, посуда, чистый картон, доски  и многие другие  дают возможность ребенку раскрыть чуть ли не весь свой творческий потенциал. Ребенок при этом придает предмету определенное значение, в чем и за­ключается цель игры. Возникающая здесь внутренняя ак­тивность дает вырасти в ребенке способности представления, которая необходима ему в позднейшие годы как осно­ва школьного обучения.

  Как бы между прочим в душе ребенка в свободной иг­ре запечатлевается также и познание мира. Он в букваль­ном смысле слова «схватывает» закономерные связи при­роды, когда, к примеру, из неоформленного природного материала выстраивает башню. Тут постигается весь набор законов механики. При этом процесс полностью остается на уровне деятельности, и мы имеем возможность наблю­дать, как ребенок (если ему позволяют) осуществляет свое «самообучение»: не через мыслительное созерцание и реф­лексию, а через деятельное связывание с миром. И хотя это не имеет ничего общего с естественнонаучными иссле­дованиями, такое интенсивнейшее восприятие явлений яв­ляется лучшим условием для позднейших естественнона­учных исследований.

 

 

                                                                                          Авторы: Райнер Патцлафф

                                                                                                                      Вольфганг Засмансхаузен

 

 
Используются технологии uCoz