Детям нужны сказки.
Никогда в жизни человек не научается больше, чем в первые годы жизни. Ребёнок способен учиться, это означает, что он воспринимает мир всем своим существом и приобретает при этом способности, которые сможет в будущем использовать самостоятельно для формирования своей жизни. Когда ребёнок двигается, бегает, играет, он обретает себя внутри мировых законов, упражняется в равновесии, в управлении всеми органами чувств, одновременно делает сильными свои внутренние органы и дифференцирует их. Ловкость пальчиков обуславливает не только внешние способности, но и оказывает влияние, например, на речь и жизнь представлений ребёнка. При этом имеет значение всё, что разыгрывается в его окружении и через подражание глубоко впечатывается в него, формируя тело и душу.
Как только ребёнок погружается в рассказ, в слово, произнесённое с любовью, в напеваемую песенку, то весь его внутренний мир приходит в такое сильное движение, как и во время игры, и развивает чувства, необходимые для его душевной жизни: веру в силу добра, мужество, печаль, удивление прекрасному и умение ему радоваться, фантазию и мораль, то есть всё то, что является мерой человека и вещей, суждением и способностью наблюдать. Кроме того, умение слушать речь вызывает жизнь образов и порождает способность увлекаться.
Сказки очаровывают. Их послания не навязывают ребёнку готовое решение. Сказка предоставляет найти это решение миру фантазии ребёнка. И он, в соответствии с тем, что узнаёт о жизни и сущности человека, способен и хочет находить это в самом себе. Таким образом, сказки, предоставляя ребёнку свободу, становятся для него ориентиром и помогают в жизни. Сказки делают все ситуации более простыми, их образы ясны. Сказки типичны. В них представлены полярности. Ребёнок ещё не в состоянии познать и увидеть добро и зло, герои же сказок однозначно либо злые, либо добрые. Благодаря сказочным образам ребёнок создаёт в себе силы симпатии по отношению к добру и развивает силы антипатии по отношению ко злу. В первые годы жизни, вплоть до школьного возраста, прежде чем маленький человечек подрастёт и приобретёт способность распознавать других людей, сложные ситуации и взаимосвязи, ему нужны сказки. Со всей симпатией он стремится соединиться с героем сказки, истинно пережить с ним все опасности, приложить усилия и преодолеть запутанные ситуации, чтобы в финале победило добро. Естественно, в настоящей жизни всё происходит несколько иначе, это ребёнок познаёт и переживает шаг за шагом постепенно взрослея. И если драматические события ребёнок переживает в раннем детстве, глубоко их прочувствует, то потом легче и с большей уверенностью справиться с ними. Справедливо заступаться за слабого и не искать в жизни нечестных путей, побеждать великанов и драконов, а когда однажды младший, слабый дурачок соберётся с духом и преодолеет честно путь - получит прекрасную принцессу и полцарства.
Давайте лучше хоть один раз сами погрузимся в одну из сказок и спросим себя: «Что же я слышу? Что происходит в сказке, как она выглядит? Как звучит? Как пахнет?» Тогда за образами сказки можно увидеть нечто существенное. В качестве примера выберем известную сказку братьев Гримм «Госпожа Метелица».
Прежде всего, давайте забудем о наших моральных негодованиях, о разделении на добро и зло, на чёрное и белое, обо всём том, что затуманивает наш взгляд на происходящее. Давайте лучше прочувствуем пепел в наших ладонях, тяжёлые вёдра с водой, жар огня, чистку кастрюль. Удивимся необычному рабочему месту с веретеном у колодца, где собирались в течение дня все деревенские женщины, чтобы набрать воды. Рукодельница всегда находится в потоке жизни и трудится так, что моток не валится из рук, а выпрыгивает. Когда девушка прыгает в колодец, теряет сознание и приходит в себя, с этого момента начинается новый отсчёт времени. Она лежит на прекрасном, освещённом солнцем лугу, усеянном множеством цветов. Только мы чересчур быстро спешим пройти мимо этого образа. Прямо на этом же лугу мы видим печку и яблоню, мы торопимся дальше (как позже будет торопиться ленивица) и забываем или не успеваем увидеть, что происходит с образами и между ними. Такой прекрасный свежий луг бывает лишь один раз в году. Лишь ранней весной так обильно цветут цветы, после первого покоса всё великолепие исчезает. Вся эта картина – переживание настоящей весны с её ясным небом. Только лишь когда мы прочувствуем всё это своей кожей, можем отправляться дальше. Время летит вместе с нами.
Печка же не стоит среди цветов. Её окружение иное. Испёкся хлеб. Его вымешали из муки, муку получили, размолов зёрна, выросшие на поле. Печёт солнце. От печки струится тепло. Мы чувствуем себя пронизанными зноем, как в самые жаркие летние дни. Давайте посмотрим, как девушка управляется с этим теплом. Она знает, когда и как должна быть выполнена работа.
А теперь нам действительно нужно шаг за шагом продвигаться вперёд и не мудрствовать о том, что ожидает. Под яблонёй трава скошена, среди тёмных ветвей светятся плоды, опадает первая жёлтая листва. Воздух прохладен. Пришла осень, яблоки созрели. Девушка собирает урожай. Снова ждёт работа, она научилась выполнять её всегда и не сетовать при этом.
Спросили ли мы себя когда-нибудь, для кого же девушка собирает урожай?
Сама она не ест ни хлеба, ни яблок. Она собирает урожай для других. Но важнее всего, что она может собрать урожай!
В конце концов, всё, что пережила и чему научилась, девушка приносит с собой в небольшой домик. Госпожа Метелица проверяет работу. От неё девушка узнаёт, что зимой снег тепло укрывает землю, что весной она снова проснулась. Когда девушка взбивает перину, из глубин земли поднимаются знания, пронизанные теплом любви госпожи Метелицы, устремляются высоко вверх и только там превращаются в снежинки. В тексте постоянно указывается на то, что путь ведёт снизу вверх.
Таким образом, мы переживаем красоту и значение кругооборота года. Он одновременно представляет собой жизненный путь и находит своё отражение в событиях каждого дня: утра, полдня и вечера. Именно днём управляется рукодельница с тяжёлой работой и запечатлевает её в глубине души. Нам же свойственно очень быстро представить работу девушки с золой, как грязную. Но сказка при помощи простых образов повествует о том, как важно было, чтобы никогда не угас огонь. Это важно и сейчас. К огню специально была приставлена девушка. Лишь когда прикрытый на ночь жар снова раздувался в очаге, подвешивался котёл со свежей водой. Если таинство воды и огня понимать и толковать как основу жизни, то ленивая мачеха и её дочка всё просыпали, так как вставали, когда работа уже была сделана.
Можем ли мы теперь почувствовать с каким усердием прядут в полдень у колодца? Не шерстяная нить, а льняная скользит между пальцами и режет кровоточащую рану. Рукодельница проводит за работой день-деньской. Потому она способна собирать урожай в глубине колодезного мира. В конце сказки она стремится домой с новыми способностями. Это её богатство, им она делится с другими.
Давайте ещё раз поставим вопрос о добре, зле и жестокости. Если мы рассматриваем сказки как образы человеческой души, то добро и зло – это основные силы каждого человека. Мы сами одновременно являемся и рукодельницами и ленивицами. Сказка помогает нам увидеть тёмную сторону собственного существа и справиться с нею. Золото сияет, как светлая сторона души, смола указывает на глупость, которая камнем ложится на душу. Но всё можно исправить. Существует множество сказок, где любовь помогает преодолеть уродливое и избавиться от него.
Для ребёнка слушание сказки не милая беседа, а элементарное желание получить пищу для души, как потребность в правильном питании для тела. Сказки живы, как и сама жизнь, древни, как старики, молоды, как дети, жестоки, как наши глупости и мудры, как мудрость, которую мы ищем.